6 окт. 2010 г.

Ещё о "литературе перехода"

Есть такой дяденька, фамилия у него Мамлеев.

У дяденьки есть эссе "Последняя доктрина".
Читаю - и не могу отделаться от ощущения дежавю: откуда он такое знает?
Итак, Последняя доктрина — это «учение» о том, чего нет, о том, что лежит по ту сторону Бога, Абсолюта, о том, что трансцендентно по отношению к Богу, к Реальности и к высшему Я. Это «учение» о том, что Бог является всего лишь «телом» истинно трансцендентного (говоря методом аналогии), а не сущностью Трансцендентного; последнее является как бы истинной Тьмой, истинным Океаном, который «окружает» Реальность...

Начать необходимо, разумеется, с Бога, но потом роман человека с Богом заканчивается, и реализованное бессмертное Я выходит из Целого, начиная свое собственное священное писание, которое уже, естественно, имеет отношение не к Богу, а к Бездне. Однако этот выход из Целого может быть реализован только в том случае, если еще на пути к Абсолюту дается некоторое посвящение в Последнюю доктрину... В противном случае Целое, Свет может поглотить «его», т. е., например, человеческую душу, стремящуюся к Абсолюту (но не в смысле растворения бессмертного Я, а в смысле «заключенности» его в Целое и невозможности выхода в истинную трансцендентную жизнь при всепоглощающем нарциссическом всемогуществе Центра.

Я считаю, что хороший писатель - это всегда маг, медиум как минимум. Мамлеев, как я понимаю, не знаком с так называемым "Тёмным дискурсом", однако употребляет термин "Тьма" в первом отрывке в значении, поразительно близком к тому, что описывается, например, здесь.
Тождество/связка Бог-реальность-человеческое Я и переход за пределы него в Бездну - общее место интересующей меня "литературы перехода". До этого поста я писала о Мэйчене в этом же контексте; когда я поднакоплю материалов, постараюсь их оформить во что-то внятное вроде статьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий